Цифровизация и разумность стали темами пятого дня фестиваля науки «КСТАТИ» в Ижевске

Фестиваль науки «КСТАТИ» 26 апреля заставил ижевчан задуматься о возможностях естественного и искусственного интеллектов в мире всеобщей цифровизации. Организатором фестиваля выступил Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Ижевска при поддержке Госкорпорации «Росатом».

Как вовлечь учеников в школьный предмет? Какими инструментами можно воспользоваться, чтобы превратить скучную лекцию в активное и интерактивное обучение? Об этом и многом другом рассказала в начале пятого дня фестиваля «КСТАТИ» заместитель директора АНО «Центр цифрового образования детей «IT-куб» Юлия Логинова.

Внедрение цифрового контента в урок начинается с обучения педагога в использовании сервиса и проведения тестового занятия. Современных школьников не так просто заинтересовать наукой, так как они родились и развиваются в мире всеобщей цифровизации.

Юлия Логинова призвала не бояться вводить в занятия онлайн-инструменты: «Они не так страшны, как на первый взгляд. На самом деле, они помощники в развитии интереса и вовлечённости обучающихся. При этом для педагога создаются комфортные условия для дистанционного обучения – это некое развитие профессиональной свободы педагога. Для родителей полезна трансляция образовательной информации, которую должен получить ребёнок, так становится проще следить за результатами домашней работы», — пояснила эксперт.

Цифровые инструменты могут быть полезны для организации совместной деятельности класса и для осуществления обратной связи. С их помощью можно создавать образовательные игры-квесты, видеоуроки, интеллектуальные игры и тестовые задания.

Интерактивные презентации и видео можно создать с помощью сервиса nearpod. Для онлайн доски Юлия посоветовала присмотреться к сайтам miro, padlet и jamboard. Также имеются образовательные платформы: Khan Academy, Stepik, Яндекс учебник, курсы Сириус и uchi.ru.

После на мастер-классе «Нейросети для учителей» руководитель направления машинного обучения АО «Гринатом» Яхья Ибрагимов продемонстрировал возможности машинного обучения, которые можно использовать в работе.

Имеются разные виды моделей машинного обучения. Например, самообучающаяся модель. Её помещают в определённое пространство, с которым необходимо взаимодействовать, чтобы достичь определённой цели. Такие системы могут быть использованы в машиностроении, робототехнике, авиастроении и в других сферах.

«Для работы с текстом имеется множество доступных нейросетей. Например, для выявления оскорблений в тексте и исправления ошибок, поиска необходимых материалов можно использовать известный и универсальный ChatGPT. Или Character.ai, в котором имеются текстовые игры и возможность «пообщаться» с известными учёными, политическими деятелями, поэтами и другими», — рассказал эксперт.

После лекции про искусственный интеллект фестивальный день продолжился разговором об интеллекте естественном.

Человек считает себя одним из самых интеллектуальных существ на планете. Однако животные тоже не обделены интеллектом. Они могут испытывать эмоции, строить сообщества, даже имеют собственный язык и культуру. Насколько животные разумны, рассказала натуралист, популяризатор эволюционной биологии, автор и ведущая программы «Всё как у зверей» Евгения Тимонова на лекции «Почему все такие умные?».

Иногда размер мозга соответствует интеллекту живого существа. Но есть и исключения. «По систематике человек относится к отряду приматы, к группе узконосые обезьяны, к семейству гоминиды и к роду Homo. И представляем, что мы вид с высокоразвитым интеллектом. Наш предок, прародитель всех приматов Purgatorius был всеядным, судя по его зубной системе. Невозможно быть всеядным и глупым, так как нужно научиться отличать съедобное от несъедобного», — рассказала эксперт.

Она отметила, что порой неожиданными факторами вымощена дорога к интеллекту. У приматов такими факторами стали прыжки с ветки на ветку, хищники, всеядность, прямохождение и климатические изменения. И за последние 20 тысяч лет люди утратили примерно 100 кубических сантиметров объёма мозга.

У дельфинов масса мозга больше, чем у человека. У них имеется своя сигнальная система коммуникаций, сверхчувствительный слух, умение играть и многие другие аспекты, показывающие развитый интеллект.

Коалы и вомбаты относятся к семейству сумчатых. Но у коал размер мозга невелик из-за поедания непитательного, а порой и токсичного эвкалипта. Но ближайший его родственник вомбат умеет строит сложные норы и отмечать свои границы, что делает его самым умным из сумчатых зверей.

Если рассмотреть птиц, по сути – современных потомков динозавров, то они умеют решать сложные задачи, несмотря на маленький объём мозга. Главными интеллектуалами среди птиц являются представители семейства врановых и попугаи.

«Необходимо признавать существование разных форм интеллекта, признавать, что мы не вершина эволюции, и принять то, что мы часть общего живого мира. Все мы на кого-то похожи, все мы друг другу родственники большой семьи планеты Земля», — заключила Евгения Тимонова.

Фестиваль науки «КСТАТИ» продолжится 27 апреля. Ознакомиться с подробным расписанием и зарегистрироваться можно по ссылке https://izh.kstati-fest.ru/scheduler/

Фестиваль науки «КСТАТИ» — это марафон интерактивных лекций, научно-популярных шоу, интеллектуальных игр, мастер-классов, кинопоказов и ток-шоу, цель которых – рассказать участникам об интересах современной науки, проблемах, которыми занимаются учёные по всему миру, и о значении их исследований для повседневной жизни обычного человека. Фестиваль проводится с 2015 года в разных городах России и зарубежья.