Креативность и борьба с выгоранием: в Ижевске впервые проводится фестиваль науки «КСТАТИ»

Как распознать одарённого ребёнка и вовремя справиться с профессиональным выгоранием, обсудили в первый день фестиваля науки «КСТАТИ» в Ижевске. Темы этого дня полностью посвятили педагогическому сообществу. Организатор фестиваля — Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Ижевска при поддержке Госкорпорации «Росатом».

Открытие фестиваля началось с презентации интерактивных форматов сети ИЦАЭ: настольных игр «Чепухатом», «Профессионалы» и «Хронограф», квизов «Детектор знаний» и «Звуки Арктики».

Продолжилась программа выступлением программного директора сети ИЦАЭ Максима Гревцева, который рассказал учителям о форматах научно-популярных мероприятий ИЦАЭ и возможности сотрудничества с центром в Ижевске. Максим также анонсировал новые проекты, которые скоро будут реализованы в сети: интерактивные занятия из серии «Атомный практикум» «Лазеры вокруг нас» и «Космическое путешествие», а также дебаты «Убеди меня», которые стартуют осенью 2023 года.

На мастер-классе «Креативность как маркер одарённости» учителям предложили составить портреты детей, одарённых в разных сферах, и после этого обсудили, как распознать и поддержать таких детей в нужный момент.

Высоко развитую креативность назвали одним из главных маркеров одарённости Анастасия Алексеева, начальник отдела психолого-педагогического сопровождения одарённых детей, и Наталья Бабина, педагог-психолог АОУ УР «РОЦОД». Для её оценки проводится множество психологических тестов. Участники мастер-класса проверили на себе один из самых популярных – «Тест Торренса». По его результатам Анастасия Алексеева дала несколько рекомендаций: «Креативность должна развиваться в покое, то есть во сне после получения большого количества информации. Поэтому самое главное – выстроить режим. А ещё нужно регулярно стимулировать межполушарное взаимодействие – например, время от времени полностью отдавать лидирующие действия левой руке, если вы правша. И самое простое упражнение – ищите нестандартные решения для привычных задач».

На тренинге «Профессиональное выгорание педагога: как его избежать, не пропустить и преодолеть» Анна Макарчук, кандидат психологических наук, директор и создатель Центра толерантности в Еврейском музее, поделилась с учителями методами снятия напряжения и рассказала о факторах, вызывающих эмоциональный дисбаланс.

Выгорание возникает, когда человек посвящает много времени и сил работе, но при этом получает мало положительных эмоций в процессе. Это приводит к длительному дисбалансу и включает в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и снижение личных достижений.

«Когда мы испытываем истощение, появляется равнодушие к рабочему процессу, приглушённость эмоций, отстранённость, жалобы на самочувствие и опустошённость. При деперсонализации происходит отчуждение от общения с коллегами, возникают конфликты. И последнее – занижение своих профессиональных достижений, ограничение трудовых обязанностей и чувство профессиональной некомпетентности», — рассказала Анна Макарчук.

Важно заметить эти признаки и постараться сфокусироваться на чём-то приятном. Это может быть образ покоя в голове, который нужно представить себе детально, либо самомассаж, общение с близкими, здоровый сон и другие способы, которые позволяют восстановить эмоциональное равновесие и получить позитивные эмоции.

«Чтобы избежать выгорания в будущем, рекомендую использовать метод тайм-менеджмента «Матрица Эйзенхауэра». По закону Парето 20% усилий приводят к 80% результата, поэтому важно правильно распределить свои задачи и время», — пояснила Анна.

Как правильно формировать свой образ в социальных сетях, гости фестиваля узнали от руководителя Центра управления регионом Удмуртской Республики Татьяны Шумихиной.

«Учитель – это круче, чем блогер. У вас намного более вовлечённая и заинтересованная аудитория. Поэтому так важно заниматься своими социальными сетями. Лучшее соотношение – 80 процентов профессионального и 20 процентов личного. Про личное нельзя забывать, потому что намного важнее, какой вы человек. Для ребёнка полезно видеть, что его учитель — это живой человек со своими увлечениями и интересами», — отметила Татьяна Шумихина.

На фестивале науки собрались не только учителя из Ижевска – многие педагоги приехали из других регионов Удмуртии. Педагог-психолог из Сарапула Оксана Кузьминых поделилась впечатлениями о первом дне программы: «Было замечательно! Я сегодня узнала о работе ИЦАЭ и о возможности посещения различных мероприятий с учениками. Это очень интересно с точки зрения профориентации. Работа с психологом Анной Макарчук была полезна – я вынесла для себя много методов, которые помогают не выгорать, держать себя в ресурсе и восстанавливаться».

«Кто не пришёл на фестиваль, упустил многое! Это потрясающая история, которая происходит на наших глазах. Здесь есть удивительный симбиоз науки, практики и замечательных людей, которые сегодня встретились. Сегодня мы поговорили со всеми, обменялись контактами и подружились. Анна Макарчук – потрясающий тренер! У неё такой терапевтический голос, что после её тренинга выходишь полностью расслабленным», — рассказала участница мероприятия Ольга Погудина.

Фестиваль науки «КСТАТИ» — это марафон интерактивных лекций, научно-популярных шоу, интеллектуальных игр, мастер-классов, кинопоказов и ток-шоу, цель которых рассказать участникам об интересах современной науки, проблемах, которыми занимаются учёные по всему миру, и о значении их исследований для повседневной жизни обычного человека. Фестиваль проводится с 2015 года в разных городах России и зарубежья.